Надежды Владиславова и Берег силы

Синдром Ниобы

2024-06-25 00:39 Статьи
Случалось ли вам, встречаться в жизни с таким странным явлением, как «сглаз»? Допустим, у нас что-то, ну, ооочень хорошо, и мы озвучиваем этот факт вслух. Что за этим следует? Наше «ооочень хорошо», которое мы неосторожно озвучили, немедленно исчезает или нарушается!

Стоит нам где-то обмолвиться, что у нас, например, отличный иммунитет, — болезнь тут как тут. Похвастаем ли мы, что практически не ссоримся со своей «второй половиной», и уже буквально к вечеру разражается семейный скандал. Скажем ли кому-то, что с детьми у нас полное понимание, как кто-то из них вдруг выкинет такой фортель, что «мама не горюй!» Бывает, только заявит какой-нибудь водитель, что его «гаишники» уже давным-давно не останавливали, да еще и прибавит самодовольно что-то вроде «Потому что ездить надо уметь!», как рейд «стражей дороги» уже машет ему палочкой из-за ближайшего куста. Да что говорить, каждый из нас может привести море своих собственных примеров на эту тему!

И совсем недавно лично у меня был такой случай.

Переехав в Латвию вместе с нашими девятью лошадьми четыре с половиной года назад, мы были приятно удивлены, что в Латвии практически отсутствует такое неприятное явление, как лошадиные колики. Конникам хорошо известна эта напасть. Это вам не человеческие безобидные кишечные «газы». Физиология лошадей такова, что колики каждый раз могут закончиться летально. Поэтому в России практически каждый опытный конник имеет при себе запасы но-шпы и баралгина в инъекциях, чтобы, вслучае чего, сделать своему коню укол в шейную вену и, таким образом, постараться купировать приступ. И еще не факт, что двадцать кубов каждого из препаратов решат проблему.

Так вот: в Латвии никто из частных коневладельцев не умеет колоть своего коня в вену, потому что в этом нет необходимости. Даже если раз в сто лет колики у кого-то и случаются, то обычно, чтобы все уладить, хватает банального «прошагивания» лошади в поводу в течение сорока минут.

И вот неделю назад я сказала одним своим приятелям-конникам, живущим неподалеку: «Ребята, видимо, в Латвии какой-то другой состав травы на полях: мы здесь уже больше четырех лет, а колик ни у одной из наших лошадей ни разу не случилось. В России у нас и месяца без них не проходило».

Что же вы думаете? Буквально в тот же вечер, как всегда, желая моим лошадкам спокойной ночи, я увидела, что конь моего младшего сына по имени Танцор странно лежит в своем деннике, тяжело дышит и заваливается на бок: крайне опасная ситуация, связанная с незамеченными вовремя коликами! Естественно, я немедленно насильно его подняла, и мы с ним энергично «маньячили» по темным полям, чуть ли не до середины прохладной прибалтийской ночи. Баралгина у нас не было, потому что в Латвии баралгин снят с производства, а но-шпа в инъекциях – только по рецептам. Нас с мужем как-то раз чуть ли не повязали на границе, когда мы пытались провезти ампулы в «лошадиных» количествах. В общем, в ту тяжелую ночь нам с Танцором оставалось только одно: шагать, шагать, шагать и шагать. И мы с ним делали это «до победного». Слава Богу, колики разогнали.

Вот такая была у нас история неделю назад. Нельзя не отметить очевидную связь между моими словами об отсутствии колик в нашей небольшой конюшне и немедленным их возникновением. История с Танцором, бывшем в реальной опасности, меня «зацепила», и я решила, наконец, разобраться для себя с этим вопросом.

По правде говоря, тема «сглаза» меня давно уже «цепляла». В том числе, и всегдашнее человеческое ощущение беспомощности перед этим загадочным явлением. Особенно в простонародье. Или в некоторых профессиях, где есть традиция бояться, что тебя «сглазят».

Во всех нас есть некое внутреннее знание, что для того, чтобы произошло нечто не очень приятное, достаточно похвастать по поводу чего-то самому, или чтобы комплимент в наш адрес произнес кто-то еще. Издавна в народе были известны так называемые «люди с дурным глазом». Похвалит такой человек твою собаку, а она возьми и заболей, восхитится ли такой человек твоей кожей, как немедленно возьмет и выскочит какая-нибудь непонятная сыпь. Люди настолько боятся, что их сглазят, что даже сами начинают на себя наговаривать, как, дескать, у них все плохо, чтобы «не спугнуть удачу».

Конники терпеть не могут, когда их лошадей хвалят, — их послушание, красоту или движения. У многих лошадей на соревнованиях в хвосты вплетены специальные красные ленточки «от сглаза». А один мой знакомый ветеринар, осматривая выздоравливающего коня, каждый раз, вместо того, чтобы констатировать улучшение, говорил: «Плохой, плохой! Не любим, не любим!» И хозяин лошади благоговейно повторял эту «отворотную мантру» вслед за доктором.

Мама одного нашего знакомого из узбекской деревни так боялась, что ее ребенка «сглазят» из-за его красоты, что собственноручно под корень обстригла его длиннющие ресницы, которые потом так и не выросли до прежней длины…

У меня не было сомнений, что противостоять «сглазу» — можно. Вопрос только в том, как именно.

В общем, примерно неделю назад в пространство был отправлен запрос на эту тему. И ответ пришел… из древнегреческой мифологии! Ведь все мы вышли из Древней Греции!


МИФ О НИОБЕ

Ниоба была царицей Фив. Вполне успешная женщина, с точки зрения Древней Греции: выше по карьерной лестнице и по материальному благосостоянию целиться просто некуда. К тому же, Ниоба состоялась и как мать: у нее было семь прекрасных дочерей и семь прекрасных сыновей.

И вот возгордилась Ниоба своим счастьем и могуществом. Не захотела она приносить положенных жертв Латоне, матери богов Аполлона и Артемиды. Оскорбилась Латона и поведала своим детям о проступке Ниобы, призывая за себя отомстить, чтобы не нарушался мировой порядок и чтобы люди не считали возможным бросать вызов богам.

Очень разгневались Аполлон и Артемида и помчались к Фивам. Сначала Аполлон поразил своими смертоносными стрелами семерых сыновей Ниобы. Отец их, фиванский царь Амфион, не выдержав такого горя, пронзил себе грудь мечом. Но Ниоба не стала мудрее от жестокого урока судьбы, а продолжала дерзить богине. Она сказала Латоне, что все равно она, Ниоба, победила Латону : ведь у нее осталось семеро дочерей, а у Латоны детей – всего двое. И тогда, — одна за другой, — погибли от стрел Артемиды все семь дочерей Латоны.

Перед гибелью последней, младшей дочки сломилась гордыня Ниобы, и она стала молить богов оставить ей хотя бы одного ребенка. Но боги не сжалились над царицей и отняли у нее и младшую дочь.

Сама же Ниоба от горя обратилась в камень и вечно льет слезы скорби.


Печальная история… Но какая же узнаваемая!

Женщина, которую боги наделили всем, о чем можно только мечтать, вместо благодарности и смирения, возомнила о себе, что это не особая милость богов по отношению к ней, а что это она, сама по себе, такая необыкновенная, и что у нее просто не может быть по-другому.

Увы, таков удел многих незрелых душ.

Богатство, удачливость и счастье – это тоже своего рода испытание: не все его выдерживают. Это своего рода энергия, которую не каждый способен держать, и некоторых она разрушает. Все, наверное, помнят «Сказку о рыбаке и рыбке». Старуха – один из примеров того, как человек не в состоянии пропустить через себя поток богатства, счастья и власти, в результате оказываясь никем среди руин своей жизни.

В чем ошибка Ниобы? В том, что она возгордилась вместо того, чтобы благодарить, помня, что все во власти Высшей Силы – такой, какой каждый сам для себя ее понимает. В случае Ниобы, Высшая Сила — это сонм богов-Олимпийцев, а в нашем случае – Единый Бог.

Но вернемся к теме «сглаза».

Если копнуть вглубь каждой из ситуаций, когда на нашей памяти происходил «сглаз», — сами ли мы себя «сглазили», или же кто-то «сглазил» нас, в основе нашей уязвимости для его дурной энергии лежала наша собственная гордыня или страх. Гордыня – это когда мы приписываем себе лишние заслуги, — те, на которые мы претендовать не можем. И не важно, сами мы при этом себя нахваливаем, или это делает вместо нас кто-то еще, а мы внутри себя с нимсоглашаемся.

«Ах, какая я красавица!», — думает девушка, глядя в зеркало, и ее распирает гордость за свою красоту. А правильная формулировка была бы такая: «Боже, спасибо тебе за то, что Ты так любовно меня вылепил! Я сделаю все, чтобы быть достойной Твоей милости».

«Ах, какая же ты красавица!», — говорит девушке кто-то с «дурным глазом». В ответ на такой комплимент могут быть два вида неправильной реакции, провоцирующей «сглаз». Первый вид неправильной реакции – это просыпающаяся от комплимента гордыня: «О, дааа!!! Я – красавица, и все это замечают!». Второй вид неправильной реакции – это страх перед «дурным глазом»: «Боже, зачем она это говорит! Она же меня сглазит!».

Почему оба вида этой реакции – неправильные и опасные? Потому что в них мы неправильно соотносим с Высшей Силой либо самих себя, либо демонизируем другого человека, то есть тоже неправильно соотносим его с Высшей Силой. Потому что ни мы сами, ни другой человек с этой Высшей Силой несоизмеримы.

Ни я сама, ни самый «глазливый» человек не способны изменить то, что дано Богом, и что принято с благодарностью.

Если Бог дал мне красоту, то это – не моя заслуга, а Его заслуга. Поэтому, если я вижу свою красоту в зеркале, то это – всего лишь повод поблагодарить Бога за это. Если другой человек делает мне комплимент по поводу моей красоты, то это повод поблагодарить того человека («Спасибо» — это значит «Спаси тебя Бог») и одновременно поблагодарить Бога за дар, которым Он меня одарил. И тогда мы для «сглаза» неуязвимы, в том числе, и потому что мы желаем спасения Божия человеку, даже если он делает нам комплимент не самыми чистыми намерениями.

Дело не в другом человеке или его «глазе», добром или злом, а в нас самих.

Поняв это, я долго пыталась понять, что было не так внутри меня, что спровоцировало неожиданные колики у моего коня. И поняла! В глубине моей радости по поводу отсутствия этой напасти в Латвии нашлось место и гордыне: «Как же я крута, что вывезла своих коней из России в Латвию на такую безопасную траву!». Слава Богу, гордыни во мне было не так много, наверное, поэтому, и коня удалось спасти. Если бы в замечании по поводу полезности латвийской травы было исключительно мое наблюдение за составом травы и одновременно сожаление, что в России трава другая, колик бы не случилось. И еще: в моих словах присутствовало также и совсем-совсем потаенное желание сделать комплимент латышам, «маленькому, но гордому народу», что все же есть хоть что-то в Латвии лучше, чем у нас в России. Иначе говоря, такая тонкая завуалированная от самой себя, но все же лесть. Как только я вытащила на поверхность всю эту муть со дна души, стало несравненно легче.

Теперь я стараюсь внимательно следить за «синдромом Ниобы» в своей собственной речи и речи моих детей: с ними мы, конечно, тоже подробно обсудили миф и помогаем друг другу находить в самих себе то, что может нас сделать уязвимыми для «сглаза».

«Но как же тогда быть с теми, кто нахваливает себя, почем зря, и ничего им за это нет?», — могут возразить мне некоторые из моих читателей. На этот вопрос у меня четкого ответа пока нет, есть лишь предположения. Одно из них такое: Бог рассказывает каждому из нас только его историю и учит только тому, что каждый из нас способен усвоить. Что касается меня, то я благодарна Вселенной за открытие мной последствий «синдрома Ниобы» как явления в целом, так и в самой себе, в частности. Это уже меня многому научило. И я благодарна преподанный мне урок.

И, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы мое личное открытие по поводу природы «сглаза» и его связи с «синдромом Ниобы» оказалось полезным не только мне, но и кому-то из вас, друзья. Спасибо, что вы у меня есть, и что я могу с вами делиться чем-то важным для меня!