Надежды Владиславова и Берег силы

Душа (Soul) - мультфильм PIXAR, США, 2020

2024-11-04 12:25 Синемалогия с НЛП-Тренером Владимиром Владиславовым

Владимир Владиславов. Некоторые соображенияо фильме


Все всегда заканчивается хорошо.

Если все закончилось плохо, значит это еще не конец.


Пауло Коэльо

Душа и искусственный интеллект

Фильм назван коротко и конкретно: «Душа». Откуда интерес к такой теме в наше время? Как это ни странно, впервые в кинематографе я столкнулся с ним в 1968 году, в известном советском фильме «Доживем до понедельника». Идет телепередача о музыке, созданной электронным композитором (сегодня бы сказали — ИИ). Ведущий: «Надо точно определить: а что такое человеческая эмоция. Душа. И сам человек». И мама школьного учителя: «Неужели определит?». Нет, не определил.

Вопрос, что такое человеческая душа, становится особенно актуальным в связи с нашими успехами в области создания искусственного интеллекта. Традиционные представления — «это то, что мы думаем, чувствуем и что творим» — перестают работать. Чем дальше, тем яснее становится, что душа — не интеллект (не ум), не умение помнить, логически мыслить и делать выводы. И не ощущения и простые чувства, которые всецело принадлежат телу. Биологи авторитетно заявляют, что телесно мы очень близки к животным и даже уступаем многим из них. Человеческая душа — это и не совсем то, что называют «творчеством»: создание художественных образов, в том числе музыки, игра в шахматы и т. п. Здесь машины нас уже опережают. Не случайно недавно впали в панику голливудские сценаристы и актеры, объявившие забастовку — они понимают, что завтра многих из них будет легко заменить.

Так что же отличает именно человека? Что у него за душа? Да и зачем она? Что она умеет в отличие от других душ, живущих в мире?

Почему мультфильм, почему вообще все

Эта история — несомненно, на серьезную тему — пришла к нам в виде фантастической комедийной мультяшной драмы, в виде приключений рисованных человечков и других существ. Почему так? Мои предположения по этому поводу:

Вселенная постоянно разговаривает с нами — сообщает необходимое и призывает к неотложному. Но, когда речь идет о чем-то особенно важном и болезненном, нужна, как мы говорим в НЛП, некоторая диссоциация, отстраненность, взгляд со стороны. Чтобы не было позывов к отторжению. Чтобы никого не травмировать, как травмировали Душу 22, которая в ужасе шарахается от поселившихся в ее воображении злых менторов: «Ты никто! Ты никому не нужна! У тебя нет того, что необходимо человеку — призвания!».

Задумайтесь: многие важнейшие истины пришли к нам в детстве в виде сказок, историй, мифов, притч. Христос тоже учил не столько проповедями, сколько притчами. Потому что не так страшно. Умный и так поймет, дурак, будем надеяться, задумается.

С формой притчи, метафоры связан и вопрос: почему Джо Гарднер оказался в ином измерении? Потому что внутри самой проблемы (а у него, как мы увидим, — проблема) нет решения, она может быть решена только извне (конечно, мне хотелось бы, чтобы это было открытие НЛП, которое пользуется этим знанием, но, увы, человечество знало эту истину задолго до). Беда в том, что, если у тебя проблема, ты — такой же ее движитель, такая же составная часть, как и другие части. Лучший способ увидеть проблему, а значит получить шанс избавиться от нее — выйти за рамки, в которых она возникла. В случае Джо — подняться над ней, воспарить душой в небесное Великое До. Другие, «горизонтальные», варианты выхода за рамки проблемы (изменения неудачной стратегии) нам, специалистам НЛП, тоже известны: вырваться из привычного окружения, что-то сделать, чего обычно не делал, довериться психологу и т. п. В любом случае нужен новый взгляд, взгляд со стороны на то, что с тобой происходит и чем ты располагаешь. Мультяшная притча, сказочная история, сложная метафора дают такую возможность.
Какие еще архетипы практической психологии есть в этом фильме?

Метафора трансформационного сна

Мультфильм-сказка отсылает нас еще к одному известному психологам ресурсу — к метафоре трансформационного сна, изменяющего жизнь персонажа. В сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» девочка проваливается в снящуюся ей кроличью нору, и с этого сна-падения начинаются ее приключения в ином пространстве-времени, в результате чего она становится взрослее. Музыкант Джо в момент переживаемого им триумфального экстаза тоже проваливается — правда, в непоэтичный канализационный люк — и тоже оказывается в ином измерении. Не сон ли все то, что происходит с Джо? Мне нравится эта идея, даже если она безумна, потому что во сне мы многое можем, на что не решаемся в реальной жизни. Можем быть сильными (или слабыми), откровенными, честными, умными, легкими. Можем не обижаться на людей и на жизнь, не винить себя, посыпая голову пеплом. И Джо проявляет в своих похожих на сон похождениях такие качества, которые ему не свойственны по жизни — внимание к тому, что происходит, эмоциональный напор, бескомпромиссность, целеустремленность. Он явно изменяется. И только потому добивается того, к чему стремится (и даже больше).

Путешествие Героя

Впервые его описал американский мифолог-религиовед Джозеф Кемпбелл в книге «Тысячеликий Герой» (The Hero with thousand faces). Для кардинального преображения, обретения качеств, которые помогут ему и его соплеменникам, человек должен — и иного не дано — отправиться в путь по кругу через три мира: Нижний = в фильме это Великое После, Средний = Земля и Верхний =Великое До. С последующим триумфальным возвращением в обновленную реальность. (Мы поговорим еще об этом магическому круге, обсуждая тоже пиксаровский мультфильм «Тайна Коко») И на этом пути преображения будущему герою встретятся помощники-«хранители». В фильме «Душа» один из них — это комедийный Лунный Ветер, проводник-«сталкер», который ходит в Астрал («Зону») как к себе домой и помогает заблудшим душам воссоединиться с их земными телами. Лунный Ветер позиционирует себя и свою спасательную команду как магов-мистиков. Но мы видим, что действует он как традиционный НЛП-терапевт, внушая оптимизм клиенту и профессионально ведя его в нужном направлении: «Ты видишь свое тело и окружение, слышишь вокруг звуки, включаются обоняние, осязание — почувствуй, где ты. И вперед!». Лунный Ветер изобретателен, уверен в себе и четко, в непринужденной игровой манере, делает свое дело. И у него особая, клоунская, самоирония, которая, как мне кажется, представляет для нас профессиональный интерес.

Особая оценка из второй позиции

Зачем душе Джо Душа 22? В НЛП обычно считается, что войти во вторую позицию, позицию другого человека — значит, понять его, чтобы лучше выстраивать отношения с ним. В фильме это иначе. Душа 22 невольно входит во вторую позицию, в плоть Джо Гарднера (смотрит его глазами, чувствует его органами чувств, слышит его слухом), чтобы прежде всего понять себя! Понять жизнь, которая ей еще предстоит, и оценить ее достоинства, для чего Душе 22 нужно внимательно смотреть вокруг, слушать и ощущать, конечно, телом. Однако при этом — изнутри чистой души, не ведающей зла, с ее детским, незамутненным опытом, восприятием. И тогда все окажется классно — и уличная пицца, и ветер из вентиляции, и «вертолетик» семени клена. А что же наш музыкант? Он тоже из второй позиции, со стороны, и в то же время достаточно ассоциировано наблюдает за Душой 22 (это все же его тело!) — и тоже только для того, чтобы понять себя и вновь открыть для себя все, что было им упущено. И начинает ценить свою жизнь. Как тут не согласиться с Джерри: «Фокус сработал!».

Душа 22 – это «внутренний ребенок» Джо
Ну, здесь много объяснять не нужно. Непосредственность, честность, способность к удивлению, радости и другим естественным реакциям Души 22 воспринимаются главным персонажем как свои, только из прошлого. Он узнает в родственной Душе 22 себя изначального, и это узнавание становится для него спасительным. Воплотившись на Земле, Душа 22 больше не вспомнит о Джо. А вот он с ней теперь никогда не расстанется. Так что кто кому здесь стал Наставником — большой вопрос.

Кино есть, Героя нет

Достоинство главного киноперсонажа в глазах зрителя, в том числе в моих, в том, что он прост. Джо — обычный человек, нам вполне понятный. Как его представляет его бывший ученик Кудряш: «Музрук моего школьного кружка». Нам знакомо, какую Джо ведет жизнь «на полставки» — скудную, вынуждающую вечно подрабатывать на стороне. Мы представляем себе и его обыденное окружение, почти лишенное событий (хотя Джо живет в огромном городе). Нам знакомо и его одиночество среди людей — он признается Душе 22: парикмахер Дэз — «это единственный, с кем я общаюсь — и говорим мы только о джазе» (Джо имеет в виду, что Дэз разделяет его интересы). В общем, нам абсолютно понятна его неудовлетворенность и надежды на перемены. Заняться, наконец-то, серьезной музыкой, джазом, для которого, как он считает, он создан, к которому у него дар и призвание!

Джо не герой. Рядовой человек. Да, не лишенный способностей, даже талантливый, но что толку? (Кто из нас в юности не рисовал, не танцевал или не писал стихи!) «Мистер Почти. Без пяти минут звезда», — как выражается его знакомый Пол. В его возрасте — а Джо за 30 — он мало чего добился. Люди почти не проявляют к нему интереса. Но и он мало интересуется людьми. Помните его последний разговор с парикмахером Дэзом? Джо: «А почему мы никогда не говорили о твоей жизни?». Дэз: «А ты не спрашивал. Но хорошо, что сегодня это произошло». Или Конни из школьного оркестра вдруг исполнила чудесный пассаж на тромбоне, дети над ней засмеялись, учитель заступился — и для чего? Чтобы тут же, забыв о девочке, погрузиться в воспоминания о своем отрочестве и улететь душой в свою высь (потом это пространство по-русски назовут Астрал, но по-английски, как я уже говорил, это Zone — Зона, равно как у режиссера Андрея Тарковского и, понятно, у Стругацких в повести «Пикник на обочине»). Джо Гарднер — всегда о себе: в школе, в парикмахерской, даже на том свете. И с этим тоже мы не раз встречались, особенно в своей психотерапевтической практике.

Кстати, «о себе» — это, в принципе, не так уж плохо. Трансформация души Джо в фильме начинается с того, что она невольно, заботясь о себе, помогает другой душе преодолеть ее страхи и сомнения, найти свою «искру», чтобы, как Душа 22 пожелала, остаться на «небесах». Точно так же, как и та тоже невольно, из  собственных интересов, помогает душе Джо вернуться в тело, а на самом деле — найти себя. Это как в упражнении на «НЛП-Практике» Надежды Владиславовой — люди опираются друг на друга спинами, стараясь найти комфортное положение для себя, и при этом невольно поддерживают друг друга. Но — всему своя мера.

В общем, это кино без героя. «Душа» — фильм о каждом человеке, о нас с вами. На этот новый тренд в Голливуде обратил внимание критик Антон Долин в своем выступлении по поводу фильма «Душа» в Ютубе. И еще он заметил, что в американском кинематографе, задающим тон в мировом кино, происходит эрозия идей героизма, звездности, особости, лидерства, побед. Но при этом тускнеют и понятия высокого служения, миссии. Как поучительно замечает в Великом До управляющий Джерри: «Призвание, предназначение… Все куда проще!». Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Мать Тереза, Коперник, Мохамед Али, Карл Густав Юнг, Мария-Антуанетта и десятки других ярких личностей, назначаемых Наставниками Души 22, отталкивали ее своей несоразмерностью. Она страшилась жизни на Земле, в которой эти люди-звезды добились безумной известности, так как ясно осознавала, что никогда не сможет сравняться ни с одним из них. Вот ее новый Наставник Джо Гарднер — другое дело: «Несостоявшийся, жалкий. И хочешь вернуться. Чего ради? Это надо увидеть».

Предупрежу сразу: я хорошо отношусь к музыканту Джо. Он не лентяй, не интриган, не злодей. Он такой, каких я видел часто, и во мне самом немало от него. Но мне его все же жаль — по мне, в нем определенно чего-то не хватает. Чего?

Главная проблема Джо Гарднера

Душа Джо Гарднера улетела из тела. То есть, как говорится, Джо «не в себе». И ему хочется назад — «в себя», вернуть свою душу в собственное тело. Вот, на первый взгляд, уточненная тема этого фильма. Он — о воссоединении (соединении вновь) души и тела человека.

Только вот вопрос: когда Джо потерял душу? В момент падения в преисподнюю нью-йоркского коммунального хозяйства? Вспомните, слоган фильма: «Everybody has a soul. Joe Gardner is about to find his» (У каждого есть душа. Джо Гарднер вот-вот найдет свою). То есть: если душа есть у каждого, то где же тогда душа Джо, когда мы с ним знакомимся?! Почему ее нужно еще искать?

Потому что ее здесь нет. Главная проблема Джо в том, что душа его не живет. В сейчашном времени — не живет.

В прошлом — живет (С каким удовольствием на репетиции школьного оркестра Джо погружается в воспоминания, навеянные ему Конни с ее тромбоном!). В будущем — живет (Мечтает о карьере джазиста: «Вечером я выйду на сцену — и все испарится. Мир увидит нового Джо Гарднера!»). А в сегодняшнем дне не живет. Ну, как-то так существует — впроброс, между прочим. Ждет удачного стечения обстоятельств, ждет чуда. Потом, в Великом До, Джо покажут его земной путь, и он скажет: «В моей жизни не было смысла». Так и есть.

У Джо нет никаких привязанностей и увлечений (кроме музыки, как возможности уйти, спрятаться от постылой действительности). Нет постоянной деятельности, работы. Нет своей семьи, он привычно, по-детски, снизу вверх близок только с мамой. Нет друзей, одни знакомые. Да, он заботится о себе: одевается, стрижется, питается, как-то отдыхает, — но ровно столько, чтобы не выбиваться из своего социального окружения, не привлекать к себе внимания. Джо постепенно теряет вкус к жизни — как раз тот вкус, что потом, в ином пространстве-времени окажется искомой «искрой». С его душой происходит именно то, что называют «потерей коммуникации с собой и с миром». Душа очень слабо, может, какими-то тонкими ниточками, связана с его телом, с реальностью, и часто отрывается, чтобы раствориться в виртуальном измерении. Вспомните его слова на эскалаторе в Великое После, сразу после того, как только что получено долгожданное приглашение в оркестр: «Я не собираюсь умирать, сорвав джек-пот. Я только жить начал!».

Что же удивляться, что в момент особо острого переживания — «ну, наконец-то мне повезло!» — душа Джо окончательно покидает свое земное тело и оказывается на небесах. В нашей реальности ее давно ничего не держит.

Неугомонные исследователи Священного Писания — противоположность нашему персонажу — недавно перевели молитву «Отче Наш» прямо с арамейского языка (мы знаем перевод с греческого), на котором думал и проповедовал Христос. И, оказывается, фраза «Но избави нас от Лукавого!» должна звучать так: «Но освободи нас от незрелости не пребывать в Настоящем!». Не знаю, верить этому открытию или нет, но задуматься, я полагаю, полезно. Особенно мне близко очень точное и емкое слово — «незрелость».


Так вот о чем на самом деле обсуждаемый нами фильм — об изживании человеком незрелости своей души!


И раз уж мы вспомнили об Евангелии, то из него известно, что гнавший христиан молодой, но уже заслуживший доверие единоверцев иудей Савл на пути в Дамаск, гнездо ереси, внезапно ослеп. Он пережил острый духовный кризис, встретился со своим Богом, открывшим ему тайны Бытия, раскаялся в своем неверии, и, просвещенный, вновь обрел зрение, став в результате Апостолом Павлом. То есть Павлу нужно было ослепнуть, а потом прозреть, чтобы обнаружить, что до этого он всю свою жизнь был… слеп.

С Джо Гарднером случилась похожая история. Я не боюсь таких сравнений, потому что по значимости для его личного существования с ним произошло не меньшее событие, чем Возвращение Блудного Сына. «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Душе Джо нужно было лишиться тела, сильно испугаться, возмутиться несправедливостью произошедшего, побороться за возвращение души в свое тело, возрасти до осознания чуда земной жизни, чтобы обнаружить, что союз между ними — его душой и телом, человеческой сущностью и живой жизнью — был им давно потерян. И теперь нужно немало постараться, чтобы — через физическое напряжение и чувственные переживания, через изменение ума (метанойю) и благие поступки — этот союз души и тела восстановить.

Не случайно фильм начинается (на экране загорается его название — «Душа») только в тот момент, когда Джо самовольно спрыгивает с эскалатора, увлекающего его в Великое После. Музыкант совершает поступок, свидетельствующий о том, что душа его жива — и ничего еще не кончено. И Небесные Сферы его пропускают.

О талантах, призвании и «искре»

Разговор Души 22 с Джо: «Ты показал мне, что такое музыка, призвание. А, может, мой дар — просто смотреть на небо. Гулять. Гуляю я гениально!». — «Это не призвание. А самая обычная жизнь, 22. Вернешься на свой семинар и найдешь свой дар».

Джо в образе кота-суфлера говорит своей матери: «Музыка — это то, чем я живу, с момента, когда я просыпаюсь, до момента, когда ложусь спать». И, если вы помните, даже в четвертом акте этой комедийной драмы он опять повторяет Джерри, что его призвание, его дар (что для него синонимы) — музыка.

«А что, если моя жизнь внезапно оборвется? Получится, я прожил ее напрасно».
Вопрос: откуда он взял — про дар (талант), призвание? У него есть способности? Да. И папа у него был музыкант. Джазмены в глазах папы и, соответственно, в глазах его сына-подростка были небожителями. Джо вырос в среде, где не подлежало сомнению, что «Импровизационная музыка черных — важнейший вклад в американскую культуру». Здесь реализованный талант к джазу был показателем успеха, а значит — предназначения. И даже мать Джо, женщина явно рациональная, которая своим трудом всю жизнь кормила творческих отца и сына, сдается, когда Джо начинает говорить о смысле жизни в музыке и вспоминает отца, который к музыке относился так же. Семейный ценностный ориентир.

Эти и многие другие примеры высказываний персонажей фильма о даре, таланте и предназначении показывают, какая по поводу этих понятий в головах людей неразбериха. Кажется — ну и что? Главное, чтобы они сами понимали, что говорят. Нет, не понимают. Путаются в смыслах, соединяя несоединимое. И в итоге представляющаяся безобидной понятийная, семантическая неразбериха (семантика — наука о значениях и смыслах) корежит судьбу человека. Вот смысловая цепочка, которая определяет ценности его существования: талант равен дару, дар — призванию (оно же предназначение), а призвание — единственное, ради чего стоит жить. И если на деле эта цепочка у нашего музыканта не складывается, то каждое из этих понятий и жизнь в целом теряют смысл. Думаю, это тот самый случай, когда нэлперы, если бы оказались рядом, должны были бы включать свои профессиональные аналитические способности, вспомнив о «терапии смыслами» — ведь семантика была одной из родоначальниц НЛП.
Пока же – несколько последних замечаний от меня.
Талант — это и вправду дар (от мамы с папой, природы, Высшей Силы — неважно), и вовсе не редкость. Таких даров может быть сколько угодно (таланты, как сказано в известной притче, даются «по силам»). А призвание=предназначение — одно. Много званных — мало призванных. Скажем, человек одарен в музыке, отлично водит машину, разбирается в технике, любит животных. Но при этом его призвание=предназначение — врач, целитель и спасатель людей. Хочет — не хочет, может — не может, но, когда, не дай Бог, в самолете объявят: «Есть ли на борту врачи?», — он встанет и пойдет. И мастерски сделает, что нужно. В отличие от дара, с которым вы вольны поступать как подсказывает душа, призвание=предназначение (или миссия) — страдательная, жертвенная форма, когда что-то свыше призывает=предназначает вас к определенному деланию. Это служение, при котором вы себе не очень-то и принадлежите. Призвание — это буквально зов, от которого человек редко имеет решимость отказаться. Это «шаманская болезнь».

Вспомните сцену, когда Джо-Наставник и его подопечная Душа, взявшись за руки, летят к Земле, а потом он ее отпускает в самостоятельную жизнь. Не свидетельствует ли то, что переживает наш герой, о его истинном призвании? И как бы он теперь завершил фразу, которую говорит в начале фильма: «Я родился, чтобы…»? И актуален ли вообще теперь разговор о призвании?

Что же до «искры», вокруг которой разгораются основные страсти сюжета фильма, — это совсем другое. Возьмем эпизоды в земном бытии Души 22, от которых засветилась ее «искра»: девочка с тромбоном, приветливый мастер-парикмахер, поющий гитарист в метро, мать в своем ателье. Что больше привлекает внимание Души 22 во встречах с этими людьми, что ее поражает? Творчество, мастерство? Умение что-то делать лучше других — да так, чтобы тобой восхищались? Нет. «Искра» — это само по себе желание жить. Это «нравится».

"Искра" - это самоотверженное отношение Джо к джазу. Это как-то сказанное Джо Кудряшом: «Я в школу ходил только ради вас». Это то, что Конни действительно, как говорит Джо, «обожает играть, тромбон — ее страсть». Это признание парикмахера Дэза, что он любит свою работу, потому что, хотя и не смог осуществить мечту молодости стать ветеринаром, он все же своим радушием «спасает жизни».

Искра — это благодарность мирозданию и радость от происходящего: от куска уличной пиццы и шального ветра из вентиляции метро, от хранящей тепло материнской руки катушки ниток и падающего тебе в ладонь в бетонном городе «вертолетика» семени клена. Искра — это отношение. То, на что никак не способны самые продвинутые электронные машины, и то, о чем еще не ведают новые Души на небесах. Искра — это гарантия того, что самое интересное у нас впереди.

И от этой благодарной радости в проснувшейся душе рождается и особое отношение к жизни — «джэзинг» (это слово авторов фильма). Джазовать — значит, импровизировать вокруг незатейливого аккорда или довольно простой музыкальной темы, которая в результате становится творческим шедевром. Принцип создания музыки становится в «Душе» принципом построения радостной жизни, путеводной звездой в определении ее смысла.


«Я джазовала», — так сказала Душа 22 о своем зажигательном выступлении в парикмахерской. Она наслаждалась собой, моментом и чупа-чупсом. И все слушали ее, открыв рот.