Надежды Владиславова и Берег силы

Тайна Коко (Coco) – мультфильм Pixar. США, 2017

Синемалогия с НЛП-Тренером Владимиром Владиславовым

Владимир Владиславов Тезисы и вопросы



Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, никогда,

ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не

сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу.

Уинстон Черчилль


Во всех религиях мира жизнь провозглашается естественным состоянием всего сущего. Жизнь не только тех, кто сейчас населяет нашу землю, но и тех, кто уже прошел земной путь. Как известно, у Бога все живы. И мы знаем, что наши предки продолжают существовать в ином измерении. В этом были уверены народы прошлого, в этом уверены люди и сегодня, о чем свидетельствует не только День Мертвых в латиноамериканских странах, в который происходят события в «Тайне Коко», но и многочисленные дни поминовения предков — у ливов, на землях которых живет наша семья, есть День всех святых и усопших, у российских православных в году целых восемь Родительских суббот.

В интернет-комментариях, которые появились на этот мультфильм, звучала мысль, что это первый публичный разговор с детьми о смерти. Конечно же, нет. Разговоры об этом обязательно происходят в каждой семье, так как с уходом дорогих людей и существ сталкиваются все (кроме сказочного принца Гаутамы, который стал Буддой, потому что во дворце его берегли от всяческих огорчений и неприятностей).

Одна из участниц Синемалогии написала в чат, что ее 5-летней дочери мультфильм очень понравился. Они с дочерью поговорили о том, «где мы встретимся с нашими предками». Но главное — у девочки проснулся огромный интерес узнать, кем были ее прадедушки-прабабушки. Как их звали, как они жили, как относились к своим деткам. Вот что в прошлом, а вовсе не смерть, по-настоящему интересует наших детей. Тот, кто читал «От двух до пяти» Корнея Чуковского, помнит, какова их реакция на эту тему. Как недавно подтвердили исследования ученых: мозг человека отрицает смерть.

Я считаю, что разговор в «Тайне Коко» (или просто «Коко» в оригинале) и с маленькими, и с большими идет о жизни, о ее непрерывном потоке и ее торжестве.


1. По магическому Кругу Жизни

Подросток Мигель живёт в мексиканском городке в семье Ривера — можно сказать, в клане сапожников и, по идее, должен стать сапожником, как все его родные и предки до пятого поколения. Но он представляет себя музыкантом, мечтает играть на гитаре, петь на сцене и добиться славы. Мечтает тайно, потому что в семье музыка считается проклятием. Когда-то его прапрадед, имени которого родные намеренно не вспоминают, оставил жену Имельду и маленькую дочку Коко ради песенного творчества и успеха — однако, ничего не добившись, навсегда сгинул где-то в большом городе. С тех пор музыка в этой семье — как символ эгоизма, измены и неудачи — стала табу. И стараниями прапрабабушки Имельды возник род сапожников, в котором и родился Мигель.

Мальчик обнаруживает, что между ним и обожаемым им артистом Эрнесто де ла Крусом, уроженцем здешних мест, который жил лет 100 назад, существует тесная связь — скорее всего, это и есть его прапрадед. В День Поминовения предков (который в Мексике называется День Мертвых) Мигель случайно попадает в Страну Мёртвых, где встречает души своих ушедших родных, которые тоже, как и живые, категорически противятся его мечте. Тогда Мигель решает найти своего родного кумира Эрнесто де ла Круса, чтобы получить у него благословение заниматься музыкой. Во время полных приключениями поисков мальчик встречает очень нелепую, трогательную неуспокоенную душу по имени Гектор, которая на эту чудесную ночь в ином измерении становится его проводником… Ну, дальше вы знаете.
Перед нами – классическое Путешествие Героя
Энергичный и деятельный юноша, чувствующий свое особое призвание, вопреки традициям сообщества, в котором он существует, отправляется в неведомую даль на поиски своей судьбы и счастья. На этом пути он подвергается испытаниям, сталкивается с опасностями, обретает друзей, которые ему помогают, и встречает врагов, которые ему мешают, всего добивается и все теряет, с помощью добрых сил чудом избегает смерти, приобретает умения и качества, которых раньше не имел, изменяется и, обновленным, возвращается назад, где наконец на радость своей семье находит и судьбу, и счастье — то, что искал.

При некоторой искушенности в магии (для полноты архетипической картины) приключение Мигеля можно назвать и «шаманским путешествием». Оно пролегает по магическому Кругу Жизни. Из Мира Среднего, обители людей и зверей из плоти и крови, мальчика затягивает в Нижний Мир, где живут его предки и бывшие домашние животные, а теперь — волшебные существа, их помощники и проводники на том свете. А оттуда Мигель трудным путем возвращается назад, в Средний Мир, где под гром яркого салюта происходит символическое воспарение нашего героя в Верхний Мир, обитель творчества, самореализации и триумфа. Однако при этом он одновременно уже твердо стоит на земле.

В этих мыслях нам, как ни странно, помогут укрепиться известный мультфильм «Ежик в тумане» и толковый комментарий к нему К. Зоркина, ссылки на которые ниже.


Здесь я коснусь только одной проблемной линии мультфильма — протеста активной, одаренной личности против устоев патриархальной семьи. Причем речь пойдет вовсе не о так называемом «конфликте отцов и детей» (часто надуманном) — в семье Ривера его как раз нет, все родственники, как живущие, так и ушедшие в мир иной, довольны, согласны с устоявшимся порядком вещей. И только один из них, слыша некий особый зов и чувствуя в себе силы ответить на него, вырывается из традиционного круговорота.


2. Выбирай и — проиграешь

«Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей», — сказал как-то К. Г. Юнг. Не буду спорить с Карлом Густавом, которого уважаю, но все же дополню: никак не менее тяжкое бремя, которую часто возлагают на плечи ребенка, — это ПРОЖИТАЯ (или ПРОЖИВАЕМАЯ) жизнь его родителей.
Согласитесь, многие уверены, что потомки должны повторять их в привычках, убеждениях, характере, да и во всем жизненном пути. И потому непохожие на родителей дети, особенно сначала, бывают для своей семьи источником опасений и страхов (я сам, к сожалению, прошел этот путь как отец, поэтому знаю, о чем говорю).

Традиции крепкой семьи, которые из поколения в поколение доказывают свою эффективность. Они живут в коллективном мировосприятии членов семейного клана и обладают авторитетом и силой, которые, по идее, должны подчинять себе личное существование каждого. Что хорошо и что плохо, во что верить и во что нет, что нужно делать, а от чего бежать, как черт от ладана. При этом, как правило, не обходится без давления, без направленных на каждого из нас манипуляций родных. Родные, безусловно, думают о нас и желают нам добра. Но так или иначе заставляют нас — если, конечно, это получается — двигаться в избранном семьей направлении.

С какой силой, страстью и даже ожесточением насаждает традиции рода мультяшная бабушка!
Или вспомним очень значимый для сюжета разговор, который состоялся между душой прапрабабушки Имельды и Мигелем:
— Я хотела пустить корни — он хотел покорить весь мир, — сказала Имельда о себе и муже-музыканте, прапрадедушке Мигеля. — Каждый из нас пожертвовал чем-то. Ты тоже теперь выбирай.

— А если я не хочу я выбирать? — возразил Мигель. — Почему ты не за меня? Родные должны быть друг за друга, поддерживать друг друга. А вы не хотите…


Вопросы

  • Как относиться к тому, что мой родной ребенок, «моя кровиночка» — не такой, как я? Силой переделывать его под себя (естественно, будучи уверенным, что стремишься его защитить)? Или набраться терпения, надеясь, что мудрость жизни сама все расставит по своим местам? Или, может, радоваться этой его непохожести? Что, по вашему мнению, особый склад вашего ребенка может дать ему самому, вам, вашей семье? А чего лишить?



  • Обязательно ли нужно «выбирать» — жертвовать чем-то личным, особенным, своим, для общего благополучия? Семья — это непременный компромисс, «умаление индивидуума ради социума»? И разумнее, особо не рассуждая, всем вместе двигаться по родовым ориентирам, опираясь на выверенные временем устои? Или в каких-то случаях семья может и должна подстраиваться под одного из своих членов, если он, конечно, того стоит?


3. В поисках жизненного задания

То, что случается с Мигелем на наших глазах — это индивидуация. Понятие это, как и многие в психологии, тоже придумал Карл Густав Юнг. Индивидуация — это «процесс становления личности, такого ее психического развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека». Еще Википедия добавляет, что индивидуация — это «исполнение человеком своего предназначения в обществе». По моему мнению, гораздо точнее и глубже выразился по этому поводу один из сегодняшних российских юнгианцев Станислав Белковский (более известный как политический аналитик), который утверждает потребность в обретении и исполнении каждым из нас некоего «жизненного задания».

Бывает, индивидуация происходит спонтанным естественным путем как процесс самостановления личности, ее роста, созревания и взросления. Бывает — но не всегда. Превращение типовой куклы в живого человека, обладающего индивидуальностью, происходит непросто. Кукла — конструкция механистическая, негибкая, действующая по традиционным программам. Чужие привычки, обычаи, ценности. Так принято — повелось. Кажется, отказаться от этого — значит, отказаться от общности с теми, кого ты привычно считаешь самыми близкими, добрыми, умными. У куклы нет своего голоса. Не случайно в «Тайне Коко» поющему во весь голос мальчику противостоят робко молчащие души его дядей.

Мигель в сюжете стремится настоять на своем, переживает трудности, ему помогают разные существа. Индивидуация — это путь. Мало кому везет быстро открыть в себе то, для чего он создан, получить поддержку окружающих и насладиться результатом.

Индивидуация — это еще и работа. Работа для самого человека, а, если у него хватит ума обратиться за профессиональной помощью, то работа и для практикующего психолога. Инфантилизм, незрелость людей становятся источником их переживаний и неврозов, неспособности естественно встраиваться в реальный мир. Карл Густав Юнг считал, что индивидуация — одна из главных целей психотерапии, которая призвана сопровождать и направлять клиента в формировании его «Я».

Лично мне кажется закономерным, что путешествие героя фильма по Кругу Жизни структурно (да и по сути) очень похоже на знакомый нам, выпускникам Школы НЛП Надежды Владиславовой, сеанс действенной НЛП-терапии, как мы ее понимаем.

Из дня текущего, где по какой-то причине болит, мы с клиентом погружаемся вглубь его неосознанного, объятого туманом опыта (а опыт — это всегда прошлое). Вычленяя с нашей помощью триггер своей боли и таким образом саму травму, клиент одновременно открывает в себе что-то важное и обретает «лекарство» — необходимые ему спасительные ресурсы. После чего восходит с новыми знаниями и ресурсами в сегодняшнюю жизнь и пускает их в дело, чтобы наконец освободиться и в преображенном качестве двинуться дальше — вперед и вверх.


Вопросы

  • Насколько традиции рода Ривера (а Мигель сначала называет их «проклятьем») препятствуют самореализации новых поколений семьи и насколько ей помогают? Стоял ли перед вами в детстве выбор — между вашим пониманием себя и тем, каким вас видела семья? Какую роль протест против образа жизни и убеждений старших поколений играл в вашем становлении? Поступали ли вы так, как родные героя фильма, по отношению к своим детям? Как вы теперь относитесь к тому, что в итоге произошло?



  • С чем бы вы сравнили свою (или идеальную) семью: со стабильным домом, конструкцией, где все расставлено по местам, или с живым растущим деревом, которое непрерывно меняется в зависимости от возраста, сезона, окружающей среды и т. п.


4. «Чти отца своего и мать свою»

Знать и ценить свой род, свои корни. Зачем? Если жизненный успех, как принято думать, в основном зависит от индивидуальных талантов, целеустремленности, труда, а также от наших коммуникативных способностей, то, казалось бы, история семьи здесь не причем. Если загробного мира нет, то ушедшим уже все равно. Если он есть, то наши предки уже получили то, что заслужили своей жизнью, и это мы тоже не в силах изменить. Получается, что помнить и благодарить — это почему-то необходимо именно нам сегодняшним, только нам.

Если нам есть чем в истории семьи гордиться, мы представляем себе свой род, как «златую цепь на дубе том» (где дуб — конечно, время), и в той цепи каждое звено теплится своим особенным светом. Если нам кажется, что гордиться особо нечем, то род для нас — просто серая череда поколений, мало отличающихся одно от другого (как в семье Риверы, где один сапожник сменяет другого сапожника). Тогда ценность находят просто в этой устойчивой длящейся череде. Но семья Мигеля пошло еще дольше — «отредактировала» историю. Им, как и некоторым нашим знакомым, казалось, что в роду может быть нечто постыдное, что лучше вычеркнуть и забыть, что полноценная история семьи может быть с «купюрами».

Тем не менее в этом фильме реальное знакомство Мигеля с биографией прапрадеда Гектора открывает ему такие неожиданные обстоятельства, которые в корне меняют представления его и его родных о скрываемом ими прошлом. И на этом знании семья Ривера по-новому воссоединяется.


Вопросы

  • Что же за «тайна» заключена в молча и стойко хранимой памяти о непутевом отце прабабушки Коко, которую зрителю нужно разгадать?


  • Отличается ли жизнь того, кто помнит свой род и ощущает свое единство с ним, от существования «Ивана, не помнящего родства», того, кто, кажется, все начал по новой, с чистого листа? Почему людям не удается, как бы это кому-то ни хотелось, отказаться от истории? Почему сейчас все чаще мы интересуемся прошлым?


  • Знаете ли вы свой род? Помогает ли это вам? Не случалось ли в вашей жизни так, что интерес к истории семьи позволял вам по-иному увидеть события, которых вы раньше стыдились или которые осуждали? И оказывалось, что все можно понять, объяснить — и плохого в прошлом в принципе нет?


5. Благословение рода — реальность или выдумка?

За родительским благословением (а это, по большому счету, в первую очередь и есть благословение семьи, рода) — большая история. Еще каких-нибудь 100 лет назад младшие члены семьи редко что делали, не получив добро старших. Кстати, позиция создателей фильма состоит в том, что благословение предков — обязательное условие, чтобы герой живым вернулся из мира Нижнего, страны мертвых, в наш Срединный мир.

Но обратите внимание: Мигель мог получить от своих предков три варианта благословения.

Первый — от прапрабабушки Имельды. Благословение на лидерство, на организационную деятельность, на то, чтобы вести людей. Не знаю, каким Имельда была сапожником, но сумела объединить своих родных и потомков вокруг одной идеи, одного дела, смогла убедить, вдохновить и стянуть свой род, как обручем, одной профессией и судьбой.

Второй вариант благословения — от многочисленных дядюшек и тетушек. Это пример послушания, смиренного труда, приверженности традициям, ощущения себя всего лишь винтиком в созданном раз и навсегда семейном механизме, и веры, что лучше этого механизма быть не может.

И третий вариант — от прапрадедушки Гектора. Благословение на взрывающее устои творчество, на склонность к риску, авантюризм и готовность к изменениям, на любовь к музыке, к сцене и славе (которая при всем при том не исключает любви к семье).

И наш герой выбирает третий вариант. Почему? Да потому, что этот мальчик — особенный. Как и его прапрадедушка. «Всю свою жизнь, — признается Мигель Гектору, — я чувствовал себя иным и не понимал, откуда это. А это от тебя!».



Но для меня здесь важно даже не это — для меня здесь особенно интересно то, что прошлое рода в реальности всегда многовариантно. И именно мы, сегодняшние, можем выбирать и часто выбираем из него, что нам сейчас необходимо — в зависимости от того, как мы понимаем себя и окружающих людей, как понимаем жизнь, во что мы верим, куда стремимся. Как воспитанник школы НЛП, я бесчисленное число раз убеждался в том, что прошлое так же непредсказуемо и изменяемо, как и будущее (и в том числе об этом — фильм «Тайна Коко»).

Наша оценка прошлого, и, в частности, прошлого нашей семьи, возникает из потребностей настоящего и четко ориентирована в будущее.

Прошлое — это чердак, полный отслужившими вещами, откуда вдруг что-то понравившееся (необходимое) мы время от времени спускаем в свой мир. Или больше поэзии: семейное прошлое — это цветущий разнотравьем луг, где не только можно найти, но и вырастить то, что нам нужно.




Вопросы

  • «Родители не одобряют», «Никто из моих предков так не делал»… И что? Зачем нужно благословение рода и можно ли без него обойтись? Вы просили благословения своих родителей на какое-нибудь важное для вас дело? Чем это кончилось? Хотели бы вы, чтобы ваши дети просили благословения у вас? Зачем?


  • Существует ли вообще некая «объективная» история, в том числе история семьи? Или это всего лишь набор наших фантазий и интерпретаций, отражающих не прошлое, а отношение к прошлому, это просто свод коллективных преданий, призванных помогать нам определенным образом вдохновлять себя и воспитывать растущие поколения?


  • Нужно ли держаться за традиционную версию истории рода, если ее при желании вполне возможно рассказать по-другому и изменить?
Обещанные ссылки:

Ёжик в тумане | Советские мультфильмы для детей

https://www.youtube.com/watch?v=6jZ2G--y1hw

О скрытых смыслах мультфильма "Ёжик в тумане", Константин Зоркин

https://www.youtube.com/watch?v=HeTmY5rWIHE